Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Сайт Игоря Артамонова

Сайт Стопкоронавирус.рф

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Фейкам нет
20.02.20 - Решение комиссии ОП ЛО по вопросам социальной политики

Решение

комиссии Общественной палаты по вопросам социальной политики по вопросу: «О ходе реализации в Липецкой области пилотного проекта по снижению уровня бедности в России»

20 февраля 2020 г.

Заслушав и обсудив информацию управлений социальной защиты населения, труда и занятости, сельского хозяйства Липецкой области, выступления членов Общественной палаты, комиссия отмечает следующее.

Липецкая область с декабря 2018 года является участником разработанного Правительством Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение реальных доходов граждан, снижение уровня бедности.

По данным Росстата за 2018 год Липецкая область находится в группе регионов с наименьшим числом бедного населения - 4 место в ЦФО.

На 01.01.2020 года в базе данных регионального Социального регистра внесена информация о 85,5 тыс. граждан, обратившихся за социальными выплатами для малоимущих, что составляет 7,5 % жителей области, признанных малоимущими и получающих соответствующие меры социальной поддержки, что ниже общероссийского уровня (более 12%).

С целью оценки реального уровня и структуры бедности в Липецкой области управлением социальной защиты населения Липецкой области был заключен государственный контракт с Высшей школой экономики (ВШЭ).

Профиль бедности малообеспеченного жителя Липецкой области - это человек трудоспособного возраста, имеющий полную семью с детьми, чаще всего – со средним специальным образованием, работающий или имеющий частичную занятость.

Основная причина малообеспеченности – высокая иждивенческая нагрузка, малоимущие домохозяйства состоят из трёх и более человек, более 90 % малоимущих домохозяйств имеют в своём составе детей до 18 лет, малоимущие семьи чаще проживают в сельской местности.

В августе 2019 года в области начал реализовываться региональный проект «Повышение реальных доходов граждан, снижение уровня бедности на территории Липецкой области», участниками которого являются управление социальной защиты населения, труда и занятости, сельского хозяйства, образования и науки Липецкой области, управление экономики администрации Липецкой области, органы местного самоуправления.

Основными направлениями проекта являются:

• создание условий для роста доходов наименее обеспеченного населения;

• повышение адресности мер социальной поддержки;

• стимулирование самообеспечения, в том числе за счет расширения практики социальных контрактов;

• исключение из программ поддержки «псевдобедных», имеющих теневые доходы, а также дорогостоящее имущество.

В рамках исполнения пилотного проекта создана проектная команда, которая в рамках исполнения этапов проекта решает 3 основные задачи:

• интеграция формы социальной поддержки в виде социального контракта на новых условиях с действующими ведомственными программами, направленными на стимулирование экономического потенциала граждан;

• разработка модельных социальных контрактов (коробочных решений), позволяющих обеспечить высокий экономический эффект для граждан;

• разработка методики эффективного межведомственного сопровождения и помощи гражданам, реализующим коробочные решения по социальному контракту.

На примере взятого в качестве экспериментальной площадки Задонского муниципального района проведен подробный анализ структуры бедного населения и ситуации на рынке труда, уровень предлагаемой заработной платы и ее сопоставление с территориальным расселением и профессиональной подготовкой трудоспособных членов бедных семей.

На 4-х территориях муниципального района доля незанятых граждан в числе бедных приближается к 100 процентам, соответственно наиболее предпочтительным направление социального контракта здесь является создание ИП.

На других территориях муниципалитета, где доля безработных в числе бедных не так велика, причины бедности более разнородны: низкая заработная плата, «теневые» доходы, высокая иждивенческая нагрузка. При этом значительная доля незанятого населения занимается личным подсобным хозяйством, что говорит в пользу возможности их переобучения и открытие ИП при наличии помощи в форме социального контракта.

Проведённый анализ позволяет прийти к следующим выводам:

• обеспечение транспортной доступности не способно коренным образом решить проблему удаленности мест проживания от территории, где имеются соответствующие вакансии;

• квалификация незанятых граждан не соответствует требованиям имеющихся вакансий, при этом данная проблема далеко не во всех случаях может быть решена за счет переобучения (вакансии со специальным образованием – ветврач);

• размер заработной платы по имеющимся вакансиям в большинстве случаев позволяет лишь уменьшить глубину бедности, но не ликвидировать ее полностью;

• в муниципальном районе имеются территории со слабым потенциалом к появлению новых рабочих мест.

Кроме того, проведена работа по выявлению востребованных населением бытовых услуг, которые могут оказываться гражданами, заключившими социальный контракт, а также территорий, где более эффективным направлением является ведение личного подсобного хозяйства.

Управления, входящие в состав проектной команды становятся основным разработчиком типовых коробочных решений. К примеру, управление сельского хозяйства Липецкой области разработало 7 коробочных решений. Каждое решение включает условия, перечень необходимых затрат, срок реализации (от 6 месяцев до 1,5 лет), а также экономический эффект.

Управлением труда и занятости организован и проводится мониторинг содействия занятости населения в рамках социального контракта.

На 2020 год запланировано оказать помощь гражданам в рамках социального контракта по поиску работы и трудоустройству - 1 972 гражданам в сумме 228 млн. руб. и по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования - 464 гражданам в сумме 78 млн. руб.

При содействии службы занятости рассматриваются кандидатуры на заключение социального контракта в целях поиска подходящей работы и прохождение профессионального обучения.

На муниципальном уровне, как наиболее приближенном к малоимущим семьям, реализуются следующие направления:

• утверждение программы социальной адаптации по выходу из трудной жизненной ситуации в рамках социального контракта;

• утверждение и реализация плана мероприятий по социально- экономической адаптации семьи или гражданина (Плана адаптации) с целью повышения качества жизни семьи;

• сопровождение персональным куратором семьи или гражданина с целью выполнения мероприятий Плана адаптации;

• привлечение к сопровождению семьи успешных представителей бизнеса для консультирования (наставники);

• оказание помощи в получении семьей или гражданином всех социальных инвестиций, способствующих повышению уровня доходов семьи, включая адаптацию коробочных решений к территориальным экономическим условиям и конкретным жизненным ситуациям;

• оказание содействия в решении основных проблем и устранении причин бедности: низкого дохода, низкого уровня заработной платы, алкоголизма, уклонения от уплаты алиментов и др.

В целях реализации в 2020 году программы социальных контрактов в каждом муниципальном районе проведена работа по ознакомлению граждан с основами малого и среднего предпринимательства, механизмах государственной и муниципальной поддержки предпринимательства, подготовлены методические материалы по созданию и открытию ИП, трудоустройству,

Гражданам предоставлена возможность прохождения тестирования, которое позволит определить их предпринимательский потенциал и готовность к созданию своего бизнеса.

Липецкой области в 2020 году на реализацию мероприятий, направленных на предоставление социального контракта, запланированы денежные средства в сумме 589,3 млн. руб., в том числе из федерального бюджета – 424,3 млн. руб., из областного бюджета – 165,0 млн. руб.

В настоящее время разработаны типовые социальные контракты с программами социальной адаптации:

• для малоимущих граждан, желающих заняться бизнесом (коробочные решения для бизнеса);

• оказание содействия малоимущим гражданам в поиске подходящей работы на основании социального контракта;

• для малоимущих граждан по преодолению трудной жизненной ситуации (текущие потребности граждан, приобретение товаров первой необходимости, лекарств, профосмотр, услуги дошкольного образования).

В рамках социального контракта органами социальной защиты населения предусмотрено сопровождение семей с момента заключения социального контракта и в течение 3 лет со дня окончания срока его действия.

К началу реализации социального контракта на новых принципах в Липецкой области:

• принят Закон Липецкой области от 20.12.2019 № 328-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О государственной социальной помощи»

• заключено соглашение с Минтрудом России о предоставлении субсидии из федерального бюджета на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта;

• подготовлены коробочные решения для граждан, желающих открыть индивидуальную предпринимательскую деятельность;

• в каждом муниципалитете подготовлены списки потенциальных претендентов на заключение социального контракта;

• определен порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта;

• создана Межведомственная комиссия по принятию решения по заключению социального контракта;

• во взаимодействии с различными ведомствами ведется работа по формированию программ социальной адаптации для семей, желающих заключить социальный контракт.

По состоянию на 10 февраля 2020 года областной Межведомственной комиссией учреждениям социальной защиты населения рекомендовано заключить 58 социальных контрактов, в том числе на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – 9, на поиск работы - 9 и на преодоление трудной жизненной ситуации – 37.

Вместе с тем, необходимо совершенствование областных нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной социальной помощи на основе социальных контрактов.

С учётом вышеизложенного комиссия РЕШИЛА:

Принять к сведению представленную информацию, одобрить работу по реализации в Липецкой области пилотного проекта по снижению уровня бедности в России и обратиться в совет Общественной палаты Липецкой области с предложением

РЕКОМЕНДОВАТЬ:

1. Управлению социальной защиты населения Липецкой области:

• внести дополнения в нормативные правовые акты по предоставлению государственной социальной помощи на основе социальных контрактов;

• продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на предоставление социального контракта в целях снижения уровня бедности;

• включить в состав областной Межведомственной комиссии по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта представителя Общественной Палаты Липецкой области;

• рекомендовать при создании Межведомственных комиссий на базе учреждений социальной защиты населения области включение в их состав представителей общественных организаций.

2. Управлению социальной защиты населения Липецкой области совместно с управлениями труда и занятости, образования и науки, здравоохранения, сельского хозяйства, экономического развития Липецкой области, органами местного самоуправления по окончании срока реализации социального контракта в 2020 году подготовить предложения по развитию механизма предоставления государственной социальной помощи на условиях социального контракта с учетом мониторинга проведенных мероприятий.

3. Управлению труда и занятости совместно с подведомственными учреждениями активизировать работу по реализации мероприятий по оказанию содействия малоимущим гражданам в поиске работы с последующим трудоустройством, а также получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в соответствии с законодательством о занятости населения.

4. Управлениям социальной защиты населения, труда и занятости, сельского хозяйства Липецкой области в соответствии с полномочиями продолжить разработку типовых коробочных решений для граждан желающих открыть индивидуальную предпринимательскую деятельность.

5. Органам местного самоуправления активизировать работу по созданию условий для самозанятости малоимущих граждан.

6. Средствам массовой информации:

• вести постоянную работу по информированию граждан о возможности заключения социальных контрактов;

• ежемесячно информировать население области об имеющихся вакансиях на рынке труда.

7. Общественной палате Липецкой области осуществлять общественный контроль за реализацией регионального проекта «Повышение реальных доходов граждан, снижение уровня бедности на территории Липецкой области».

Председатель комиссии по

вопросам социальной политики В.И. Иванов

 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site