Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Общероссийское голосование

Сайт Игоря Артамонова

Сайт Стопкоронавирус.рф

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Фейкам нет
17.01.20 - в ОП ЛО прошло обсуждение проекта ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

17 января 2020 года в Общественной палате Липецкой области состоялось обсуждение проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», в котором приняли участие члены Общественной палаты Липецкой области, Уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, директор Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей и профилактики социального сиротства «СемьЯ», представители ОКУ«Кризисный центр помощи женщинам и детям», общественных организаций, эксперты-юристы.

Участники обсуждения данного законопроекта пришли к следующему заключению.

Принятие Федерального закона, направленного на недопущение семейно-бытового насилия, является важным и необходимым шагом для совершенствования законодательства в сфере защиты граждан от посягательств физического, психологического и имущественного характера.

Закрепление на федеральном уровне правовых норм, системно регулирующих вопросы противодействия и профилактики семейно-бытового насилия в виде специального федерального закона будет способствовать дальнейшему созданию и совершенствованию нормативных правовых актов различного уровня, формированию единой государственной политики и комплекса организационных мер в указанной сфере.

Вместе с тем, полагаем, что представленный проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» требует значительной доработки в следующих направлениях.

Во-первых, название законопроекта касается вопросов профилактики семейно-бытового насилия, то есть превентивных мер, направленных на недопущение таких противоправных действий. Содержание же законопроекта включает в себя только меры профилактического характера по фактам совершаемого или уже совершенного семейно-бытового насилия. В связи с чем, название законопроекта, равно как и его содержание, по нашему мнению, требует доработки, исходя из указанных обстоятельств. Кроме того, в целях эффективной профилактики семейно-бытового насилия следует закрепить комплексную систему мероприятий превентивного характера на разных уровнях:

1) первичная профилактика – это работа с обучающимися по формированию семейных ценностей, ответственному родительству в формате лекций, отдельных курсов, воспитательных акций, реализации программ внеурочной деятельности и иных аналогичных мероприятий;

2) вторичная профилактика – занятия педагогов-психологов, социальных педагогов в формате тренингов, коррекционно-развивающих программ для обучающихся и их семей и иных аналогичных мероприятий;

3) третичная профилактика – индивидуальная работа, консультации специалистов социально-психологических служб, восстановительные процедуры примирительного характера между нарушителем и лицом, подвергшимся семейно-бытовому насилию.

Приведенное в законопроекте понятие семейно-бытового насилия как умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления, не позволяет в полной мере определить объективную сторону такого противоправного деяния, как например, определение факта семейно-бытового насилия в случае угрозы имущественного вреда в отношении общего имущества супругов. Такая ключевая дефиниция как семейно-бытовое насилие требует большей конкретизации в тексте законопроекта в части уточнения конкретных деяний, являющихся составом семейно-бытового насилия. не до конца проработано содержание в определении семейно-бытового насилия ряда понятий, таких как «психические страдания», «угроза имущественного вреда», «жестокое обращение». Назначение вида профилактики семейно-бытового насилия в каком-либо конкретном случае также остается неопределенным.

Кроме того, нарушителем, по смыслу законопроекта, может выступать лицо, достигшее 18 лет. В то же время не урегулирован случай, когда имеет место эмансипация несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 3 законопроекта закреплено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики семейно-бытового насилия, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №182-ФЗ). Вместе с тем, предметом регулирования Федерального закона №182-ФЗ являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации. Правонарушением в соответствии со статьей 2 Федерального закона №182-ФЗ считается преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность. Анализируемый законопроект, в свою очередь, исключает из своего предмета регулирования деяния, содержащие признаки административного правонарушения или уголовного преступления. В связи с этим, в предложенной редакции законопроекта не совсем ясен механизм регулирования вопросов семейно-бытового насилия посредством применения Федерального закона №182-ФЗ.

В соответствии со статьей 4 законопроекта одним из принципов профилактики семейно-бытового насилия является поддержка и сохранение семьи. Вместе с тем, исходя из текста редакции не совсем ясно, что включает термин «семья» в рамках данных правоотношений. Кроме того, следует учитывать, что действие законопроекта предполагается распространить не только на супругов, но и на бывших супругов, близких родственников и иных лиц, совместно проживающих, ведущих совместное хозяйство и связанных свойством.

Статья 15 законопроекта определяет участие медицинских организаций в осуществлении мер профилактики семейно-бытового насилия. Полагаем, что наряду с медицинскими организациями в состав субъектов профилактики необходимо включить органы государственной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также органы управления образованием (образовательные организации всех типов и другие подведомственные организации) по аналогии с органами управления социальной защиты населения, также являющимися субъектами профилактики семейно-бытового насилия.

Считаем важным включить в рассматриваемый законопроект статью о необходимости психологического сопровождения семей, в которых был установлен факт семейно-бытового насилия, включая проведение психологической экспертизы или психологическую диагностику, консультирование жертвы и нарушителя, коррекционные занятия. На наш взгляд, данная мера будет способствовать более оперативному выявлению и устранению причин и условий возникновения семейно-бытового насилия, а также позволит провести качественную и эффективную работу по оказанию психологической помощи лицам, подвергшимся насилию (жертвам).

Кроме того, в законопроекте необходимо прописать порядок межведомственного взаимодействия субъектов профилактики семейно-бытового насилия, в котором закрепить функции и полномочия каждого органа и учреждения.

Статьей 21 законопроекта в понятие профилактического учета включается сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление соответствующей информации. На наш взгляд, необходима более точная конкретизация характера и объема информации, обрабатываемой в рамках профилактического учета в сфере противодействия семейно-бытовому насилию.

Статьей 24 законопроекта раскрывается одна из форм профилактического воздействия – защитное предписание, выносимое в целях обеспечения безопасности и защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, должностным лицом органа внутренних дел. Максимальный срок действия такой меры – 60 суток. Полагаем, что величина данного срока требует дополнительного обсуждения в пользу ее увеличения до одного года, с возможностью продления и оснований такого продления. Это будет способствовать более эффективной профилактике факторов, которые послужили причиной совершения семейно-бытового насилия, а также устранения последствий, прежде всего психологического характера, у пострадавших лиц. Кроме того, законопроектом установлено, что на время действия защитного предписания нарушитель ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль. Не урегулирован вопрос касаемо прекращения (продления) профилактического учета в отношении нарушителя после окончания действия защитного предписания, а также порядок использования в таком случае информации, обработанной в ходе профилактического учета в отношении нарушителя.

В заключение следует отметить, что более объективная оценка рассматриваемого законопроекта возможна при наличии проектов документов, необходимых к принятию для реализации положений соответствующего федерального закона, устанавливающих порядок, условия, форму и способы обеспечения профилактической беседы, защитного предписания, судебного защитного предписания, предполагаемой ответственности за неисполнение мер воздействия и в целом требований законодательства в сфере противодействия семейно-бытового насилия, порядка проведения профилактического учета и контроля.

Кроме того, считаем необходимым обсуждение данного законопроекта провести либо в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Общественной палате Российской Федерации с более широким представительством заинтересованных сторон.

Председатель Общественной палаты

Липецкой области В.П. Кисенко

 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site