Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Сайт Игоря Артамонова

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Выборы Президента России 2018

Выборы главы администрации Липецкой области
17.01.20 - в ОП ЛО прошло обсуждение проекта ФЗ «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

17 января 2020 года в Общественной палате Липецкой области состоялось обсуждение проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», в котором приняли участие члены Общественной палаты Липецкой области, Уполномоченный по правам ребёнка в Липецкой области, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области, директор Г(О)БУ Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей и профилактики социального сиротства «СемьЯ», представители ОКУ«Кризисный центр помощи женщинам и детям», общественных организаций, эксперты-юристы.

Участники обсуждения данного законопроекта пришли к следующему заключению.

Принятие Федерального закона, направленного на недопущение семейно-бытового насилия, является важным и необходимым шагом для совершенствования законодательства в сфере защиты граждан от посягательств физического, психологического и имущественного характера.

Закрепление на федеральном уровне правовых норм, системно регулирующих вопросы противодействия и профилактики семейно-бытового насилия в виде специального федерального закона будет способствовать дальнейшему созданию и совершенствованию нормативных правовых актов различного уровня, формированию единой государственной политики и комплекса организационных мер в указанной сфере.

Вместе с тем, полагаем, что представленный проект федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» требует значительной доработки в следующих направлениях.

Во-первых, название законопроекта касается вопросов профилактики семейно-бытового насилия, то есть превентивных мер, направленных на недопущение таких противоправных действий. Содержание же законопроекта включает в себя только меры профилактического характера по фактам совершаемого или уже совершенного семейно-бытового насилия. В связи с чем, название законопроекта, равно как и его содержание, по нашему мнению, требует доработки, исходя из указанных обстоятельств. Кроме того, в целях эффективной профилактики семейно-бытового насилия следует закрепить комплексную систему мероприятий превентивного характера на разных уровнях:

1) первичная профилактика – это работа с обучающимися по формированию семейных ценностей, ответственному родительству в формате лекций, отдельных курсов, воспитательных акций, реализации программ внеурочной деятельности и иных аналогичных мероприятий;

2) вторичная профилактика – занятия педагогов-психологов, социальных педагогов в формате тренингов, коррекционно-развивающих программ для обучающихся и их семей и иных аналогичных мероприятий;

3) третичная профилактика – индивидуальная работа, консультации специалистов социально-психологических служб, восстановительные процедуры примирительного характера между нарушителем и лицом, подвергшимся семейно-бытовому насилию.

Приведенное в законопроекте понятие семейно-бытового насилия как умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления, не позволяет в полной мере определить объективную сторону такого противоправного деяния, как например, определение факта семейно-бытового насилия в случае угрозы имущественного вреда в отношении общего имущества супругов. Такая ключевая дефиниция как семейно-бытовое насилие требует большей конкретизации в тексте законопроекта в части уточнения конкретных деяний, являющихся составом семейно-бытового насилия. не до конца проработано содержание в определении семейно-бытового насилия ряда понятий, таких как «психические страдания», «угроза имущественного вреда», «жестокое обращение». Назначение вида профилактики семейно-бытового насилия в каком-либо конкретном случае также остается неопределенным.

Кроме того, нарушителем, по смыслу законопроекта, может выступать лицо, достигшее 18 лет. В то же время не урегулирован случай, когда имеет место эмансипация несовершеннолетнего в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 3 законопроекта закреплено, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики семейно-бытового насилия, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №182-ФЗ). Вместе с тем, предметом регулирования Федерального закона №182-ФЗ являются общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации. Правонарушением в соответствии со статьей 2 Федерального закона №182-ФЗ считается преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность. Анализируемый законопроект, в свою очередь, исключает из своего предмета регулирования деяния, содержащие признаки административного правонарушения или уголовного преступления. В связи с этим, в предложенной редакции законопроекта не совсем ясен механизм регулирования вопросов семейно-бытового насилия посредством применения Федерального закона №182-ФЗ.

В соответствии со статьей 4 законопроекта одним из принципов профилактики семейно-бытового насилия является поддержка и сохранение семьи. Вместе с тем, исходя из текста редакции не совсем ясно, что включает термин «семья» в рамках данных правоотношений. Кроме того, следует учитывать, что действие законопроекта предполагается распространить не только на супругов, но и на бывших супругов, близких родственников и иных лиц, совместно проживающих, ведущих совместное хозяйство и связанных свойством.

Статья 15 законопроекта определяет участие медицинских организаций в осуществлении мер профилактики семейно-бытового насилия. Полагаем, что наряду с медицинскими организациями в состав субъектов профилактики необходимо включить органы государственной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также органы управления образованием (образовательные организации всех типов и другие подведомственные организации) по аналогии с органами управления социальной защиты населения, также являющимися субъектами профилактики семейно-бытового насилия.

Считаем важным включить в рассматриваемый законопроект статью о необходимости психологического сопровождения семей, в которых был установлен факт семейно-бытового насилия, включая проведение психологической экспертизы или психологическую диагностику, консультирование жертвы и нарушителя, коррекционные занятия. На наш взгляд, данная мера будет способствовать более оперативному выявлению и устранению причин и условий возникновения семейно-бытового насилия, а также позволит провести качественную и эффективную работу по оказанию психологической помощи лицам, подвергшимся насилию (жертвам).

Кроме того, в законопроекте необходимо прописать порядок межведомственного взаимодействия субъектов профилактики семейно-бытового насилия, в котором закрепить функции и полномочия каждого органа и учреждения.

Статьей 21 законопроекта в понятие профилактического учета включается сбор, регистрация, обработка, хранение и предоставление соответствующей информации. На наш взгляд, необходима более точная конкретизация характера и объема информации, обрабатываемой в рамках профилактического учета в сфере противодействия семейно-бытовому насилию.

Статьей 24 законопроекта раскрывается одна из форм профилактического воздействия – защитное предписание, выносимое в целях обеспечения безопасности и защиты лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, должностным лицом органа внутренних дел. Максимальный срок действия такой меры – 60 суток. Полагаем, что величина данного срока требует дополнительного обсуждения в пользу ее увеличения до одного года, с возможностью продления и оснований такого продления. Это будет способствовать более эффективной профилактике факторов, которые послужили причиной совершения семейно-бытового насилия, а также устранения последствий, прежде всего психологического характера, у пострадавших лиц. Кроме того, законопроектом установлено, что на время действия защитного предписания нарушитель ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль. Не урегулирован вопрос касаемо прекращения (продления) профилактического учета в отношении нарушителя после окончания действия защитного предписания, а также порядок использования в таком случае информации, обработанной в ходе профилактического учета в отношении нарушителя.

В заключение следует отметить, что более объективная оценка рассматриваемого законопроекта возможна при наличии проектов документов, необходимых к принятию для реализации положений соответствующего федерального закона, устанавливающих порядок, условия, форму и способы обеспечения профилактической беседы, защитного предписания, судебного защитного предписания, предполагаемой ответственности за неисполнение мер воздействия и в целом требований законодательства в сфере противодействия семейно-бытового насилия, порядка проведения профилактического учета и контроля.

Кроме того, считаем необходимым обсуждение данного законопроекта провести либо в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Общественной палате Российской Федерации с более широким представительством заинтересованных сторон.

Председатель Общественной палаты

Липецкой области В.П. Кисенко

 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site