Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Сайт Игоря Артамонова

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Выборы Президента России 2018

Выборы главы администрации Липецкой области
11.07.18 - Резолюция заседания ОП ЛО по вопросу: "О развитии агропромышленного комплекса ЛО"

Резолюция

заседания Общественной палаты Липецкой области по вопросу:

«О развитии агропромышленного комплекса и его вкладе в экономику Липецкой области»

11 июля 2018г.

Заслушав и обсудив информацию управления сельского хозяйства Липецкой области, управления экономики администрации Липецкой области, выступления представителей муниципальных органов власти Липецкой области, предприятий агропромышленного комплекса, членов Общественной палаты Липецкой области, Общественная палата отмечает следующее.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство является одной из ведущих системообразующих сфер экономики Липецкой области.

Аграрный сектор Липецкой области сегодня является инновационным, технологичным, инвестиционно привлекательным.

Развитие агропромышленного комплекса Липецкой области регулируется федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, в том числе:

· Федеральным Законом № 264 –ФЗ от 29.12.2006 года «О развитии сельского хозяйства»(в ред. от 28.12.2017 N 424-ФЗ);

· Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (пост. Правительства РФ № 717 от 14.07.2012 года);

· Государственной программой Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» (пост. администрации Липецкой области № 485 от 28.10.2013 года);

· Государственной программой Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» (пост. администрации Липецкой области № 490 от 30.10.2013 года).

В АПК Липецкой области входит 610 крупных, средних и малых организаций, в том числе 186 сельскохозяйственных организаций со среднесписочной численностью работников 28,3 тыс. человек, средняя заработная плата которых составлает 30 тыс. руб. и 424 предприятия в пищевой и перерабатывающей промышленности, среднесписочная численность которых составляет 20 тыс. человек., средняя заработная плата которых составляет 35 тыс.руб.

Кроме того, в Липецкой области насчитывается 1535 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей и 178,8 тысяч личных подсобных хозяйств. В области зарегистрировано 899 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 327 кредитных, 60 перерабатывающих, 512 снабженческо-сбытовых. Доля работающих кооперативов составляет 85,6%.

Сельское хозяйство Липецкой области, демонстрирующее стабильную положительную динамику, специализируется на возделывании зерновых и масличных культур, сахарной свеклы, картофеля, плодов, овощей открытого и защищенного грунта, на производстве мяса, молока, яиц.

По итогам 2017 года темп роста производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) составил 5,5% (РФ – 2,4%, ЦФО – 2,9%), при этом темп роста продукции растениеводства составил 5,7%, животноводства – 5,1%.

В 2017 году объем производства сельскохозяйственной продукции (в действовавших ценах) составил 109 млрд. рублей, что в 11 раз превысило уровень 2000 года, объем отгруженной продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в 2017 году в 20 раз превысил уровень 2000 года.

Одним из факторов развития АПК Липецкой области является реализация региональной инвестиционной политики.

За период 2000-2017 годов в агропромышленный комплекс области привлечено свыше 200 млрд. рублей инвестиций, из них 35,5 млрд. руб. в 2017 году, а до 2020 года будет привлечено более 60 млрд. руб. В настоящее время реализуется более 30 инвестиционных проектов в сфере АПК.

Объём государственной поддержки за 2013-2018 годы составил 24,2 млрд. руб. Из федерального бюджета поступило 18 млрд. руб., из областного бюджета – 6,2 млрд.руб.

В 2017 году на поддержку развития АПК области направлено 4,7 млрд. руб., в том числе из областного бюджета – 1,1 млрд. рублей, из федерального – 3,6 млрд. рублей. В 2018 году запланированный объем господдержки составит 4,4 млрд. руб., в том числе из областного бюджета запланировано выделить 1,5 млрд. руб., из федерального – 2,9 млрд. руб.

Приоритетными направлениями государственных инвестиций остаются молочное и мясное животноводство, тепличное овощеводство, садоводство, создание современной материально-технической базы, развитие рынков сбыта, поддержка малых форм хозяйствования, социальное развитие села.

Повысилась заинтересованность инвесторов в аграрном бизнесе. Частные инвестиции в 6 раз превысили государственную поддержку.

Ведущей отраслью сельского хозяйства Липецкой области является растениеводство, на долю которого приходится около 60% объема сельхозпроизводства.

С 2000 по 2017 годы валовой сбор зерновых и зернобобовых культур увеличился в 3,4 раза, сахарной свеклы в 5,6 раза, масличных в 11,5 раз, овощей открытого и закрытого грунта в 1,4 раза, картофеля в сельхозорганизациях в 17 раз. В 2017 году объем намолоченного зерна превысил 3,1 млн. тонн., что превышает уровень 2016 года на 9%; валовой сбор корнеплодов (сахарной свёклы) достиг почти 5,3 млн. тонн ( больше на 2,8%, ), общий сбор масличных культур достиг 476,6 тыс. тонн, валовой сбор картофеля во всех категориях хозяйств составил 699,8 тыс. тонн, овощей закрытого и открытого грунта получено свыше 190 тыс. тонн.

В период 2013-2017 годов на территории области построено 85 га теплиц нового поколения, из них 52 га в 2017 году.

Активно ведется работа по развитию садоводства. За последние 5 лет ежегодный объем закладки многолених плодово-ягодных насаждений увеличился в 2,6 раза (с 277 га в 2013 году до 710 га в 2017 году).

Динамично развивается в области отрасль животноводства.

В 2017 году объем производства скота и птицы на убой в живом весе составил 342,4 тыс. тонн с ростом 107% к 2016 году, в том числе в сельскохозяйственных оранизациях-313 тыс. тонн (109%), свиноводческими хозяйствами области произведено 128,6 тыс. тонн мяса.

В настоящее время на территории области действуют 27 птицефабрик мясного и 3 яичного направления.

За 2017 год птицеводческими хозяйствами области произведено 190,9 тыс. тонн мяса птицы, что позволило выйти на 5 место по производству мяса птицы в рейтинге регионов ЦФО.

Продолжается наращивание объемов производства куриных яиц. За 2017 год птицеводческими хозяйствами яичного направления произведено 606,2 млн. штук яиц.

В Липецкой области продолжаются работы по технической и технологической модернизации отрасли молочного животноводства. В 2017 году хозяйствами всех категорий произведено 257,0 тыс. тонн молока, продуктивность дойного стада в крупных и средних предприятиях составила 7 тыс. кг на голову, что на 2 % превысила показатели прошлого года и на 13% - по России.

Значительный вклад в аграрную экономику региона вносят малые формы хозяйствования – личные подсобные и крестьянские фермерские хозяйства.

В 2017 году малые формы хозяйствования произвели сельхозпродукции на сумму 32,2 млрд. рублей. Их доля в общем объеме производства составила 30% (в том числе в КФХ – 8%, ЛПХ- 22%).

В 2017 году вклад малых форм хозяйствования в аграрную экономику области составил: в производство зерновых - 18%, подсолнечника – 24%, сахарной свеклы -11%, овощей - 73%, картофеля – 78%, мяса - 9%, молока – 30%.

В 2017 году в рамках государственной программы грантовую поддержку на развитие хозяйств оказана 21 фермеру в объеме 60,6 млн. рублей и 12 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы в сумме 67,0 млн. рублей.

Одним из приоритетных направлений в Липецкой области является развитие кооперации, способствующей повышению качества жизни людей.

В 2017 году кооперативами области закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 6662,8 млн. рублей, прирост к предыдущему году составил 833 млн. руб. (+14%). В кооперацию вовлечено более 151 тысячи личных подсобных хозяйств, что составляет 85% от их общего количества.

На территории области реализуется целый ряд крупных импортозамещающих инвестиционных проектов в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Реализация инвестпроектов в АПК способствует укреплению экономики региона, созданию новых рабочих мест, повышению жизненного уровня населения, развитию сельских территорий.

Липецкая область по обеспечению продовольствием является самодостаточным регионом и обеспечивает основными видами продуктов питания (сахаром, хлебом и хлебобулочными изделиями, картофелем, овощами, мясом птицы и свинины, макаронными и кондитерскими изделиями, мукой, яйцом) как население региона, так и позволяет вывозить значительную часть продукции за пределы области.

В частности, вывозится более: 90% плодоовощных консервов детских, включая соки для детей, макаронных изделий, минеральной воды; 80% сахара, крахмалов; 70% безалкогольных напитков, пива; 40% масел растительных нерафинированных, колбасных изделий, мороженого, сливочного масла.

Увеличение объема экспорта в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – в 1,5 раза, в том числе в страны дальнего зарубежья – в 1,7 раза. Липецкая продукция экспортируется в Абхазию, Беларусь, Израиль, Азербайджан, Армению, Казахстан, Китай, США, Нидерланды, Швейцарию, Литву, Эстонию, Словакию, Монголию и другие страны.

Вместе с тем, в ряду проблем, требующих комплексного решения необходимо отметить следующие:

· остается напряженной ситуация с дефицитом профессиональных кадров и квалифицированных молодых специалистов;

· остается проблемой доступ малых форм хозяйствования к кредитованию, в том числе и льготному;

· отсутствует в полном объеме поддержка сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов на приобретение основных средств, а также на закупку сельхозживотных, семян и посадочного материала;

· существует разрыв между оснащением материально-технической базы образовательных организаций сельскохозяйственного профиля, уровнем подготовки педагогических кадров и современным уровнем развития сельского хозяйства;

· имеет место моральный и физический износ материально-технической базы образовательных организаций сельскохозяйственного профиля;

· недостаточное финансирование сельскохозяйственной науки, что не позволяет конкурировать с иностранными профильными фирмами, ведущими научные исследования в сфере сельского хозяйства.

С учетом вышеизложенного, Общественная палата Липецкой области РЕКОМЕНДУЕТ:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. Рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства утвержденных приложением № 7 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в части распространения оказания несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурам и на субъекты Российской Федерации, имеющим наивысшие положительные финансово-экономические результаты деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства с учетом показателя почвенного плодородия субъекта Российской Федерации, что будет способствовать созданию условий для организованного и своевременного проведения комплекса агротехнологических работ, проведения своевременной подготовки к посевным и уборочным кампаниям.

1.2. При формировании федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассмотреть возможность увеличения объема финансирования подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

1.3. Рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных приложением № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в части предоставления субъектам Российской Федерации права по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации направлять часть данного вида субсидии на поддержку приоритетных для данной территории отраслей сельского хозяйства, по которым в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы не установлены целевые индикаторы и показатели результативности использования субсидий.

1.4. Рассмотреть вопрос о принятии комплекса мер, направленных на совершенствование механизма налогообложения АПК в контексте стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности (в том числе в рамках реализации стратегии импортозамещения) через систему налоговых льгот и преференций, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и наращивания экспортных возможностей.

2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

2.1.Предусмотреть грантовую поддержку сельскохозяйственным кооперативам на развитие материально-технчиеской базы, необходимой для создания инфраструктурных объектов, направленных на выстраивание единой цепочки от производства до реализации сельхозпродукции (на сегодняшний день гранты можно направить на создание объектов по хранению и переработке сельхозпродукции).

2.2. Рассмотреть вопрос об увеличении лимита субсидий для обеспечения льготного краткосрочного кредитования сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей в краткосрочных кредитах.

2.3. Рассмотреть возможность включения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы финансовую поддержку сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, в том числе за счет введения для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов:

· субсидии на возмещение недополученных ими доходов по займам, выданным крестьянским (фермерским) хозяйствам и/или сельскохозяйственным потребительским кооперативам по ставкам не более 6, 5% годовых;

· грантов на пополнение Фонда Финансовой Взаимопомощи при условии выдачи ими займов из средств гранта членам кооператива на развитие малых форм хозяйствования по ставкам не более 6,5% годовых.

3. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть вопрос о финансировании научных исследований в сфере сельского хозяйства и обновления материально-технической базы научных учреждений сельско-хозяйственного профиля.

4. Липецкому областному Совету депутатов и администрации Липецкой области при формировании областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотреть увеличение общего объема бюджетных ассигнований, выделяемого на поддержку развития агропромышленного комплекса Липецкой области и устойчивое развитие сельских территорий, в целях выполнения целевых показателей, предусмотренных Соглашениями, заключаемыми между администрацией Липецкой области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

5. Управлению селького хозяйства Липецкой области:

5.1. Продолжить развитие молочного животноводства через создание современных молочных комплексов и увеличение поголовья молочного стада с целью выхода на проектную мощность реконструированных и вновь построенных молочных ферм и комплексов к концу 2020 года с объемами производства молока в сельхозпредприятиях до 260 тыс. тонн.

5.2. Обеспечить системное развитие элитного семеноводства и племенного животноводства за счет применения отечественных инновационных технологий.

5.3. Обеспечить приоритетность поддержки малых форм хозяйствования в аграрном секторе (сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей), предусмотрев возможность получения льготных инвестиционных кредитов в первоочередном порядке.

6.Управлению сельского хозяйства Липецкой области совместно с образовательными организациями сельскохозяйственного профиля активизировать взаимодействие с объединениями сельсхозтоваропроизвителей и предприятиями аграрного сектора по вопросам подготоки кадров и дальнейшего их трудоустройства.

7.Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области предусмотреть увеличение субсидирования сельскохозяйственным кооперативам части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственных кооперативных рынков до 20 млн. рублей на один кооператив.

8. Главам муниципальных образований:

8.1.Провести аналитическую работу с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, подготовить и направить в управление сельского хозяйства Липецкой области обоснованные предложения по новым мерам государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, обеспечивающие рост доходов личных подсобных хозяйств от участия в кооперативной деятельности до величины прожиточного минимума.

8.2. Продолжить работу по 100% вовлечению личных подсобных хозяйств в кооперацию.

8.3. Продолжить работу по информированию малых форм хозяйствования об основных мерах поддержки, оказываемых органами исполнительной власти области, муниципальными образованиями и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

9. СМИ Липецкой области пропагандировать лучшие практики работы и достижения в агропромышленном комплексе Липецкой области.

Председатель Общественной палаты Липецкой области В.П. Кисенко
 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site