Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Сайт Игоря Артамонова

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Выборы Президента России 2018

Выборы главы администрации Липецкой области
Резолюция пленарного заседания Общественной палаты от 30.06.2016г.

РЕЗОЛЮЦИЯ

пленарного заседания Общественной палаты Липецкой области

по вопросу: «Об обеспечении продовольственной безопасности

в Липецкой области»

30.06.2016г.

Заслушав и обсудив доклад управления сельского хозяйства Липецкой области, информацию управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, управления Роспотребнадзора по Липецкой области, выступления членов Общественной палаты Липецкой области, представителей муниципальных органов власти и хозяйствующих субъектов Липецкой области, Общественная палата Липецкой области отмечает следующее.

Продовольственная безо­пасность Липецкой области занимает особое место в социально-экономическом развитии региона, при этом учитывается не только уровень самообеспеченности продуктами питания, но и ряд других параметров, влияющих на их экономическую и физическую доступность для населения, а также качество производимой и завозимой продукции.

Липецкая область по обеспечению продовольствием является самодостаточным регионом.

За 2015 год уровень самообеспечения по мясу превышен в 2,8 раза, яйцу – в 1,2 раза, картофелю – в 1,4 раза, овощам и продовольственным бахчам – на 26%, а также, по большинству видов продуктов питания: сахару – в 12 раз, масел растительных – в 3,7 раза, хлебобулочных и макаронных изделий в пересчете на муку – в 1,7 раза.

Липецкие производители пищевых продуктов занимают в Российской Федерации:

- первое место по производству плодоовощных консервов детских, включая соки для детей – (2129 млн. условных банок);

- второе - по производству сахара – песка (807,7 тыс. тонн);

- третье - по производству минеральных вод (851 млн. полулитров) и крахмалов (27 тыс. тонн).

По многим основным позициям производители области не только обеспечивают потребность жителей региона, но и вывозят за пределы значительную часть продовольствия:

- более 90% макаронных изделий, минеральной воды, плодоовощных консервов детских, включая соки для детей;

- более 80% сахара, кондитерских изделий, крахмалов;

- более 60% мяса и субпродуктов, безалкогольных напитков;

- более 50% пива, растительных масел;

- более 40% сливочного масла, муки, колбасных изделий.

География вывоза включает большинство регионов России, в том числе все регионы ЦФО, г. Москву и Московскую область.

За 2015 год производителями области поставлено на экспорт продукции на сумму более 3,7 млрд. рублей.

Экспортируются злаки, пшеница, мороженое, кондитерские изделия, колбасные изделия, пиво, детское питание, мука, вода, макаронные изделия, жом гранулированный, крахмал кукурузный, шрот подсолнечный.

Продукция поставляется в Абхазию, Беларусь, Израиль, Азербайджан, Армению, Казахстан, США, Нидерланды, Литву, Словакию, Монголию и другие страны.

В первом квартале 2016 года в пищевой и перерабатывающей промышленности сохранилась тенденция роста производства.

Индекс производства пищевых продуктов составил 113,7%.

Обеспечено увеличение объёмов производства: мяса и субпродуктов на 31%; полуфабрикатов мясных охлажденных, подмороженных и замороженных на 13 и 17%; мясорастительных консервов на 40%; рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных на 4%; масел растительных нерафинированных на 3%; спредов в 17 раз; цельномолочной продукции на 6%; масла сливочного на 9%; мороженого на 37%; крахмалов, кроме модифицированных на 11%; плодоовощных консервов детских, включая соки для детей на 30%; минеральных вод на 3%; безалкогольных напитков на 13%; пива в 1,9 раза; питания детского на молочной основе на 36%; сухих продуктов детского питания на злаковой основе на 26%; продуктов для детей раннего возраста мясных (мясосодержащих) специализированных в 1,6 раза.

Хозяйствами всех категорий за 2015 год собрано зерновых культур в первоначально оприходованном весе 2 млн. 585 тыс. тонн. Выращен рекордный урожай сахарной свеклы. Валовой сбор корнеплодов составил 4 млн. 67 тыс. тонн. Валовое производство молока за 2015 год во всех категориях хозяйств составило 254,4 тыс. тонн, за 1 квартал 2016 – 56,9 тыс. тонн. За 2015 год получено более 178 тыс. тонн продукции овощеводства.

Реализуется целый ряд больших проектов, особое место среди которых отводится строительству тепличного комплекса по производству овощей в закрытом грунте ООО «ТК ЛипецкАгро» Данковского района.

Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозтоваропроизводителей Липецкой области в действовавших ценах за 2015 год составил 99 млрд.рублей, в том числе продукция растениеводства – 59 млрд.рублей, животноводства - 40 млрд.рублей, за январь-март 2016 года – 9,4 млрд. рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2015 год составил 107,7%, за январь-март – 109,1 %.

Успешной работе отрасли способствовала реализация крупных инвесторов в таких предприятиях, как: «АгроРегион», «АгроЛипецк» и «Москва на Дону».

Большой вклад в обеспечение продовольственной безопасности региона вносят предприятия ОАО «Куриное царство», ООО «Светлый путь» Елецкого, ООО «Рудничное», ООО ПХ «Рудничное», ОАО АФ «Липецк» Липецкого районов.

Наиболее значимым условием для обеспечения продовольственной безопасности является не только количество продукции, производимой местными производителями, но и грамотная логистика – организация сбыта, направленная на обеспечение ценовой доступности продовольствия для населения.

В этом случае единственно правильной является стратегия достижения наилучшей цены на полке за счет сокращения количества посредников. При этом наблюдается постоянное увеличение малых торговых форматов, что является не только важным каналом сбыта произведенной продукции, но и возможностью создания начинающими предпринимателями низкозатратной инфраструктуры розничной торговли.

Решая вопросы взаимодействия предприятий торговли и сельхозпроизводителей, в Липецкой области активно создаются условия для вовлечения всех сельхозпроизводителей, включая граждан, ведущих ЛПХ в систему импортозамещения.

Для создания грамотной логистики и организации новых путей сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводители объединяются в различные кооперативы. Создано 110 кооперативных торговых предприятий. Открыто 18 фермерских магазинов. В предприятиях торговли крупных сетевых компаний создано 15 секций формата «магазин в магазине». Сегодня около 100 производителей Липецкой области, включая мелких сельхозпроизводителей, представили на прилавках торговых сетей около двух тысяч наименований продукции.

Наиболее доступным способом торговли для мелких сельхозпроизводителей «напрямую» по-прежнему остается продажа продовольствия на областных ярмарках и рынках.

Для создания комфортных условий как для продавцов, так и для покупателей, на территории областного центра планируется преобразование ярмарочной торговли в торговые комплексы рыночного типа.

Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с управлением Роспотребнадзора по Липецкой области еженедельно проводится мониторинг качества пищевой продукции. На основании заключенного Соглашения информацию о некачественной продукции управление направляет в Роспотребнадзор и широко информирует население по данному вопросу. Результаты мониторинга систематически публикуются в СМИ, Интернете и на сайте управления.

В рамках производственного контроля за I квартал 2016 года проверено 166 наименований пищевой продукции в 21 торговом предприятии.

За 1 квартал 2016 года проведены информационно-аналитические наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции в 200 торговых объектах Липецкой области, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Доля проверенных лицензиатов на наличие нелегальной алкогольной продукции, в том числе с применением внезапного наблюдения (ИАН) составляет 30%. Факт реализации алкогольной продукции с поддельными марками выявлен в двух организациях.

Недопущение на потребительский рынок некачественных и опасных продуктов питания является основным направлением деятельности управления Роспотребнадзора по Липецкой области.

В рамках проведения надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, занятых в сфере производства и оборота пищевой продукции в 2015 году проведено около 1500 плановых и внеплановых проверок.

При выявлении нарушений за отчётный период текущего года составлено более 2000 штрафов на сумму более 1,5 млн. рублей.

По результатам проверок забраковано и не допущено к реализации 470 партий пищевых продуктов объемом 4731 кг, в том числе 65 партий молочных продуктов объемом 252 кг, 138 партий рыбных продуктов объемом 563 кг, 60 партий мясопродуктов объемом 222 кг.

Результаты проводимого управлением санитарно-гигиенического мониторинга свидетельствуют об увеличении поступления на рынок фальсифицированных продуктов питания.

Наиболее распространена фальсификация животного масла, в котором жировая фаза масла из коровьего молока заменяется жирами немолочного происхождения. В 2015 году из 90 исследованных проб животного масла 23,3% не соответствовали требованиям ГОСТа по жирно-кислотному составу (за аналогичный период 2014г. – 32%), что свидетельствует о фактах фальсификации. Практически вся нестандартная продукция вырабатывалась за пределами Липецкой области.

В 2016 году управлением Роспотребнадзора по Липецкой области проводятся плановые и внеплановые проверки качества производимого и реализуемого на потребительском рынке молока и молочной продукции на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Результаты лабораторных исследований, проведенных при осуществлении плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют, что 7,5 % исследованной молочной продукции не соответствовали требованиям Технического регламента Таможенного союза.

Нестандартная продукция завозилась из-за пределов области. За выработку и поставку некачественной молочной продукции специалистами управления составлено 54 протокола об административном правонарушении. Снято с реализации 23 партии молока и молочной продукции и даны предписания об устранении выявленных правонарушениях.

Вместе с тем, функция по защите прав потребителей на муниципальном уровне законодательно закреплена исключительно в качестве права органов местного самоуправления, а не их безусловной обязанности, что является причиной отсутствия самостоятельных подразделений и, соответственно, недостаточного уровня работы по защите прав потребителей.

В ряду других проблем, требующих комплексного подхода и решения на разных уровнях власти:

  • высокая процентная ставка по кредитам коммерческих банков;
  • недостаточное финансирование сельскохозяйственной отрасли;

· отсутствие в регионе распределительного центра для местных сельхозпроизводителей с целью сбыта сельскохозяйственной продукции;

· недостаточный контроль за объектами несанкционированной торговли со стороны органов местного самоуправления;

  • низкий объём производства обогащённой продукции массового потребления;

· недостаточная информированность и низкая потребительская грамотность населения по вопросам обеспечения качества, безопасности пищевых продуктов и здорового питания.

С учетом вышеизложенного, Общественная палата Липецкой области РЕКОМЕНДУЕТ :

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

· Рассмотреть возможность внесения изменений в Главу 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций», касающихся освобождения сельскохозяйственных потребительских кооперативов от исчисления и уплаты налога на имущество в отношении имущества, задействованного в оказании услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям – членам кооперативов.

· Рассмотреть возможность внесения изменений в Главу 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», касающихся установления для сельскохозяйственных потребительских кооперативов «нулевой» ставки налога на прибыль, полученной от оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям – членам кооперативов.

· Ввести в КоАП Российской Федерации нормы, ужесточающие ответственность производителей за некачественную и фальсифицированную продукцию.

· Ускорить принятие Федерального Закона «О семеноводстве».

2. Правительству Российской Федерации разработать и принять федеральную целевую программу: «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на период до 2020 года»

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

· Увеличить субсидии на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота.

· Предусмотреть субсидирование птицеводческих предприятий на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию племенных репродукторов, инкубаториев.

· Проработать механизм государственной поддержки производителям экологически чистой продукции.

4. Липецкому областному Совету депутатов при формировании областного бюджета на 2017 и последующие годы предусмотреть увеличение общего объема бюджетных ассигнований на поддержку сельскохозяйственной отрасли.

5. Администрации Липецкой области:

Усилить функции государственного контроля и ужесточение ответственности за выпуск продукции, не соответствующей «Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию», особенно в части неправомерного применения растительного жира технического происхождения.

• Рассмотреть вопрос о создании информационной системы регионального уровня, доступной в сети Интернет, содержащей сведения о некачественной продукции и недобросовестных поставщиках.

• Рассмотреть вопрос о внедрении добровольной сертификации выпускаемой производителями Липецкой области качественной продукции (знак качества, выделенное место на торговой площади и т.д.)

6. Управлению сельского хозяйства Липецкой области:

· Активизировать работу с производителями по увеличению выпуска обогащенных витаминами и микроэлементами продуктов питания, продуктов функцинального назначения, специализированных лечебных и профилактических продуктов в рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

· Обеспечить импортозамещение и конкурентоспособность региональной продукции на российском и зарубежном рынках.

· Активизировать работу по вовлечению личных подсобных хозяйств в развитие сельскохозяйственных кооперативов.

· Обеспечить участие региональных производителей продуктов питания в закупках для государственных и муниципальных нужд Липецкой области.

· Рассмотреть вопрос о создании в регионе распределительного центра для местных сельхозпроизводителей с целью сбыта сельскохозяйственной продукции.

7. Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области:

· Оказывать содействие органам местного самоуправления в решении задач по защите прав потребителей.

· Использовать современные информационные ресурсы для осуществления обратной связи с населением.

8. Управлению Роспотребнадзора по Липецкой области у жесточить контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, в том числе фальсификацией при взаимодействии с заинтересованными организациями за счет расширения спектра и увеличения объема тестируемых продуктов питания (сыр, творог, сметана, молоко и т.д.) в рамках подпрограммы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров в Липецкой области на 2014-2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области на 2014-2020 годы».

9. Управлениям образования и науки, здравоохранения, социальной защиты населения Липецкой области:

• Обеспечить включение подведомственными учреждениями в государственные (муниципальные) контракты проведение входного контроля за качеством поставляемых продуктов питания и ответственности поставщиков за поставку некачественного товара.

• Внести дополнение в проекты контрактов требование по обязательному наличию и внедрению принципов ХАССП производителем продукции, проведение лабораторных исследований как поставщиком, так и заказчиком в рамках производственного контроля.

· Рекомендовать подведомственным учреждениям использовать имеющуюся лабораторную базу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» с учетом освоения новых методик.

10. Органам местного самоуправления Липецкой области:

• Усилить контроль за объектами несанкционированной торговли на территории муниципальных образований.

· Предусмотреть в штатной структуре отдельных специалистов, курирующих вопросы сельского хозяйства.

· В целях исключения случаев фальсификации продукции на объектах социальной сферы при заключении договоров, поставок продовольственных товаров в проектах государственных (муниципальных) контрактов включать требования о проведении поставщиком лабораторного исследования в рамках производственного контроля.

11. Администрации города Липецка:

· Организовать сельскохозяйственный рынок взамен ранее действующего ООО ТД «Спутник» на других территориях города.

· Определить земельные участки для организации розничных рынков на территории г. Липецка, включая микрорайоны «Университетский» и «Елецкий».

12. Средствам массовой информации Липецкой области активнее использовать свои информационные ресурсы по информированию граждан по вопросам качества продукции и защиты прав потребителей и формированию навыков рационального потребительского поведения.

Председатель Общественной палаты

Липецкой бласти В.П.Кисенко

 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site