Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Сайт Игоря Артамонова

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Выборы Президента России 2018

Выборы главы администрации Липецкой области
Решение комиссии Общественной палаты от 31.05.2016г.

РЕШЕНИЕ комиссии по вопросам общественной безопасности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина по вопросу: «О принимаемых мерах по пресечению незаконных схем оплаты труда («серые зарплаты») на предприятиях области, нарушающих социальные и трудовые права граждан».

31 мая 2016 г.

Заслушав и обсудив информацию управлений административных органов, труда и занятости Липецкой области, УФНС России по Липецкой области, УМВД Российской Федерации по Липецкой области, прокуратуры Липецкой области, Государственной инспекции труда в Липецкой области, следственного управления Следственного комитета по Липецкой области, выступления членов Общественной палаты Липецкой области, комиссия отмечает следующее.

В Липецкой области в соответствии с действующим законодательством проводится системная работа по недопущению негативного развития ситуации в сфере социально-трудовых отношений.

Вопросы снижения неформальной занятости и использования незаконных схем оплаты труда находятся постоянно в поле внимания всех уровней власти и решаются во взаимодействии с правоохранительными и надзорными органами.

В области действует межведомственная комиссия по вопросам легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах Липецкой области. Аналогичные комиссии работают во всех муниципальных районах и городских округах. Работают мобильные группы в районах и городах области по легализации заработной платы.

Для привлечения общественного внимания к проблеме «теневой» заработной платы используется социальная реклама, разъясняющая преимущества легальной заработной платы и принципы формирования пенсий, а также информирование и консультирование граждан осуществляется через МФЦ. Проводятся социальные акции «Скажи нет! Зарплате в конверте». В средствах массовой информации регулярно размещаются материалы о работе областной и муниципальных межведомственных комиссий по легализации трудовых отношений граждан.

В областной прокуратуре создан и функционирует телефон «доверия», на который с момента организации (17.12.2013 г.) поступило более 315 сообщений об использовании «серых» зарплатных схем работодателями.

В 2015 году горрайпрокурорами было проведено 929 проверок (в 1 квартале 2016 года – 267) соблюдения трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы. В целях устранения нарушений прав работников внесено 165 представлений (в 1 квартале 2016 года – 59), дисциплинарно наказано 128 лиц (в 1 квартале 2016 года – 15), объявлено 10 предостережений (в 1 квартале 2016 года – 4). К административной ответственности привлечено 152 лица (в 1 квартале 2016 года – 31), в суд предъявлено 3326 исков (в 1 квартале 2016 года – 1128) на сумму 58508,4 тыс. рублей (в 1 квартале 2016 года – на сумму 22591 тыс. рублей), из них удовлетворено 3204 иска (в 1 квартал 2016 года – 985) на сумму 53487 тыс. рублей (в 1 квартале 2016 года – на сумму 19443 тыс. рублей). В порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в следственные органы направлено 3 материала (в 1 квартале 2016 года – 2), по результатам проверки которых было возбуждено 3 уголовных дела (в 1 квартале 2016 года – 2) по ч.2 ст.145.1 УК РФ.

Государственной инспекцией труда в Липецкой области в 2015 году проведено 307 надзорно-контрольных мероприятия. По их результатам надлежащим образом оформлено 1085 трудовых договора, 1197 работникам произведена доплата до регионального минимума в размере 4077 тыс. рублей. Кроме того, в 2015 году привлечено к административной ответственности 195 субъектов за выплату заработной платы ниже установленной в регионе минимальной заработной платы. Сумма наложенных штрафных санкций составила 2,5 млн. рублей. В 1 квартале 2016 года проведено 253 проверки, из которых 78 – по легализации трудовых отношений, 26 проверок в хозяйствующих субъектах, осуществляющих выплату заработной платы ниже минимального размера, установленного в регионе. Выявлено 120 правонарушений. В итоге 1166 работникам выплачена задержанная заработная плата, 44 работникам произведена доплата до минимального размера, установленного в регионе. Общая сумма произведенных по требованиям трудинспекторов выплат задержанной зарплаты свыше 17035 тыс. рублей; 332,50 тыс. рублей доплачено по требованию трудинспекторов к заработной плате до минимального размера, установленного в регионе. Оформлено надлежащим образом 60 трудовых договоров.

В течение 2015 года УФНС России по Липецкой области по результатам проверок легализовано 394 работника. По информации УФНС увеличено на 12% поступлений в консолидированный бюджет области. В 2015 году налоговыми органами было направлено в УМВД России по Липецкой области 13 материалов по фиктивному банкротству и 19 материалов по уклонению от уплаты налогов и сборов с организаций, в результате рассмотрения которых возбуждено, соответственно, 2 и 4 уголовных дела. В 1 квартале 2016 года УФНС было выявлено 1403 работодателя, выплачивающим работникам зарплату меньше размера МРОТ, установленного в регионе в 10,3 тыс. рублей. В результате их заслушивания на административных комиссиях 81% работодателей увеличили зарплаты своим работникам, что позволило обеспечить дополнительные поступления в бюджет НДФЛ в сумме 5,7 млн. рублей.

Вопросы противодействия преступления, связанным с нарушением трудовых прав граждан в части невыплаты заработной платы и иных, предусмотренных законодательством выплат находятся на особом контроле у руководства следственного управления Следственного комитета России по Липецкой области.

При наличии определенной положительной динамики в выявлении, предупреждении и пресечении трудового и налогового законодательства, коренного перелома в данной сфере не произошло.

Отмечается дисбаланс между макроэкономическими показателями социально-экономического развития области и уровнем заработной платы по отдельным видам экономической деятельности. В некоторых отраслях экономики (строительство, дороги и транспорт, оптовая и розничная торговля) заработная плата остается на недопустимо низком уровне, а это прямая связь с её теневой составляющей.

На эффективность работы по пресечению налоговых преступлений и правонарушений влияет необходимость доказывания умысла в действиях правонарушителя.

С учетом вышеизложенного комиссия Общественной палаты Липецкой области РЕШИЛА:

1.Принять к сведению представленную информацию о принимаемых мерах по пресечению незаконных схем оплаты труда на предприятиях области.

2. Обратиться в президиум Общественной палаты Липецкой области с предложением РЕКОМЕНДОВАТЬ:

2.1. Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации:

· в Уголовный кодекс Российской Федерации ввести статью, согласно которой умышленное неоформление работодателем трудового договора в случае фактического допущения работника к работе влечет уголовную ответственность в виде штрафа, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо принудительные работы, либо лишение свободы;

· внести дополнения в Трудовой кодек РФ, позволяющие расширить полномочия государственных инспекций труда в части признания гражданско-правовых договоров трудовыми;

· внести в ст. 303 Трудового кодекса РФ требования, определяющие обязанность работодателей, индивидуальных предпринимателей по регистрации трудовых договоров в отделах по труду органов местного самоуправления;

· в КоАП Российской Федерации выделить самостоятельный состав административного правонарушения, охватывающий нарушения законодательства об оплате труда в части: выплаты заработной платы реже, чем каждые полмесяца, выплаты заработной платы ниже минимального размера заработной платы, установленного региональным соглашением в субъекте РФ, выплаты заработной платы по средствам применения нелегальных схем оплаты труда;

· исключить из Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. № 294 –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» требования, распространяющие свои действия на порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий в рамках легализации трудовых отношений;

2.2. Администрации Липецкой области рассмотреть вопрос о повышении размера минимальной заработной платы Липецкой области для работников предприятий и учреждений внебюджетного сектора экономики, работников, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями.

2.3. Исполнительным органам государственной власти в Липецкой области, территориальным органам федеральных органов власти, органам местного самоуправления:

· продолжить в 2016 году в соответствии со сферами ведения реализацию мер, направленных на снижение неформальной занятости;

· усилить межведомственные взаимодействия всех заинтересованных структур в работе по легализации заработной платы.

· регулярно анализировать правоприменительную практику по вопросу уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней, также невыплаты заработной платы.

2.4.Управлению экономики администрации Липецкой области, Государственной инспекции труда в Липецкой области, УМВД России по Липецкой области, УНФС России по Липецкой области, отделению Пенсионного фонда РФ по Липецкой области проводить:

· анализ хозяйствующих субъектов Липецкой области, где по имеющейся информации имеет место неоформление трудовых отношений, выплата «серой зарплаты», имеется задолженность по выплате заработной платы, а также несвоевременно исполняется обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет, действия должностных лиц которых могут содержать признаки преступлений;

· межведомственный обмен информацией о выявляемых фактах выплаты «серой зарплаты», использования наемного труда без оформления трудовых отношений, неуплаты НДФЛ, начисления страховых взносов.

2.5. Государственной инспекции труда в Липецкой области и управлению труда и занятости Липецкой области на постоянной основе участвовать в дислокации субъектов предпринимательской деятельности и сообщать о принятых мерах в рамках полномочий.

2.6. УМВД России по Липецкой области оказывать на постоянной основе всестороннее воздействие налоговым органам в проведении мероприятий, в том числе оперативно-розыскных, по выявлению физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и представления налоговым органам необходимой информации.

2.7. УМВД России по Липецкой области проводить совместные с территориальными подразделениями УФНС России по Липецкой области выездные налоговые проверки по вопросам правильности и своевременности исчисления и уплаты НДФЛ в отношении хозяйствующих субъектов, сумма выявленной задолженности по уплате НДФЛ которых позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления

2.8. Прокуратуре Липецкой области совместно с правоохранительными органами выработать дополнительные меры по повышению эффективности деятельности органов правопорядка по выявлению фактов неформальной +права граждан и уголовному преследованию лиц, виновных в их совершении.

2.9. Областной комиссии по вопросам легализации трудовых отношений граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в хозяйствующих субъектах Липецкой области рассмотреть вопрос о включении в ее состав представителей институтов гражданского общества.

2.10. Средствам массовой информации Липецкой области активнее использовать свой потенциал по правовому просвещению граждан и размещению сведений о последствиях выплаты «серых зарплат», неформальной занятости работников.

Руководитель комиссии Щукина Т.В.
 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site