Домашняя страница Поиск по сайту

28-08-68, 27-45-54. Группа VKontakte
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
398050, г.Липецк, ул.Ленина, 23, каб. 302
Меню
Палата
Документы Палаты
Информация о работе Палаты

ОКУ "Аппарат Общественной палаты Липецкой области"
Общественная наблюдательная комиссия ЛО


Advertisement

Сайт Игоря Артамонова

Рабочая группа ОПРФ

Государственная поддержка ННО

Выборы Президента России 2018

Выборы главы администрации Липецкой области
СКАZКИ не только на ночь
Сегодня назойливая реклама окружает нас повсюду: с экранов телевизоров, с уличных баннеров и перетяжек, со стен жилых домов и учреждений, и даже с заборов. Хочешь ты этого или нет, но тебя постоянно призывают что-либо купить, внушая, что «ты этого достоин». И что именно данный продукт сделает тебя в глазах окружающих невероятно привлекательным и поможет достичь головокружительных высот в карьере. Причем, завоевывая потребителей, рекламщики используют все средства (помните: на войне как на войне), совершенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Главное – продать товар. В итоге на потребителя обрушивается поток глупости, нередко граничащей с идиотизмом, а порой и откровенной пошлости, активно эксплуатирующей привычные образы и традиции, разрушая стереотипы и формируя совершенно не свойственный российскому человеку стиль жизни.
 
Именно эти злободневные вопросы и обсуждались на семинаре «Проблемы информационно-коммуникативной деятельности рекламных организаций и СМИ в современных условиях», организованном Общественной палатой Липецкой области и региональным управлением по делам печати, телерадиовещания и связи. Приглашенные на семинар представители органов власти, рекламных агентств, печатных и электронных СМИ, а также филологи, лингвисты и психологи активно включились в дискуссию.   
 
Например, Дмитрий Михайлович Белокопытов, начальник областного управления по делам печати, телерадиовещания и связи, заметил: «Умная реклама формирует хороший вкус и культуру. А реклама, которая сделана примитивно, рассчитана на низменные чувства потребителя, она вызывает иную реакцию и влечет негативные последствия в плане формирования личности. Не случайно в последнее время врачи все чаще бьют тревогу, утверждая, что реклама вызывает серьезные проблемы со здоровьем и психикой у человека».  
 
Свою точку зрения высказала и Валентина Петровна Кисенко, председатель Общественной палаты Липецкой области: «Мы должны понимать, что реклама сегодня проникла во все сферы жизнедеятельности общества, стала неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Весь вопрос в том, насколько сегодня реклама влияет на общественную мораль, на общественное сознание и повышение уровня культуры. В том числе культуры поведения, культуры речи, культуры общения. Способствует ли формированию общечеловеческих ценностей, в том числе здорового образа жизни и  ценностей семьи. Либо она деструктивно может влиять, иногда используя назойливые, раздражающие, неэтичные приемы, порой и в противовес действующим законам в нашем обществе».  
 
Наталия Томилина, руководитель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного и духовного наследия областной Общественной палаты, кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой культуры ЛГТУ,  напомнила присутствующим притчу о черепахе, которая под воздействием рекламы, призывающей стать свободной, скинула свой панцирь и вышла в свет. Увы, этот первый выход свободной от тяжести «брони» черепашки стал и последним… «Двадцать прошедших лет мы только и делали, что снимали с себя защитный панцирь, – продолжила тему Наталия Юрьевна. – Когда мы ежеминутно получаем информацию, навязывающую определенные стереотипы, то и окружающую действительность начинаем воспринимать соответственно. Мы много рассуждаем сейчас о свободе СМИ, но ничего не говорим об их ответственности. На деле же и посредством СМИ, и посредством рекламы разрушаются нормы морали и прививается дурновкусие. Общеизвестно, что функция рекламы – формировать сознание потребителя, навязывая ему товар. Но не стоит забывать и о том, что коммерциализация общества ведет к крайне негативным последствиям».
 
Свое мнение о влиянии рекламы и СМИ на духовную среду общества высказала и Ирина Полякова, доктор философских наук, доцент,  заведующая кафедрой философии ЛГТУ: «Мне стало страшно, когда подросший ребенок начал декламировать не стихи Пушкина, а рекламные слоганы весьма сомнительного качества… Но реклама и СМИ влияют не только на детей и молодежь, но и на людей взрослых, с устоявшейся психикой и принципами. И это вызывает серьезные опасения – реклама  может воздействовать и на подсознательном уровне. Посредством рекламы из нас делают потребителей, убеждая приобретать совершенно ненужные вещи, формируя искусственные потребности. Нам предлагается даже не конкретный продукт, а желаемый образ жизни».
 
Живой отклик  у присутствующих  получило обстоятельное выступление Натальи Вячеславовны Угловой, кандидата философских наук, доцента кафедры культуры ЛГТУ. Также большой интерес у участников семинара вызвало блестящее выступление профессора, доктора философских наук, заведующего кафедрой общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета, заслуженного деятеля наук РФ Иосифа Абрамовича Стернина.
 
Не осталась в стороне от дискуссии и Галина Арапова, директор и ведущий юрист регионального фонда «Центр защиты прав СМИ» (г. Воронеж), затронувшая в своем выступлении правовые аспекты этических вопросов в практике рекламы и СМИ. «В сущности, неэтичной часто называется любая реклама, указывающая на различия между людьми, – пояснила Галина Юрьевна. – Но в настоящее время сам термин «неэтичная реклама» в законодательстве отсутствует и является лишь составной частью ненадлежащей, недобросовестной рекламы». Также Галина Арапова привела и некоторые выдержки из Закона о рекламе, где, в частности, сказано, что «реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий» и «призывать к насилию и жестокости».
 
Но не только разговорами ограничились участники семинара. Например, были продемонстрированы видеоматериалы, во всей красе представившие  «шедевры» рекламщиков, старательно «украшающих» Липецк. Деятели от рекламы областного центра одержали полную и окончательную победу над грамотностью, активно используя кириллицу и латиницу в одном слове: всевозможные «СкаZки», «ШиFFоньеры», «Zеркала» и иже с ними заполонили витрины магазинов и салонов красоты. Но это еще цветочки по сравнению с такими жемчужинами, как, например, караоке-клуб с красноречивым названием «Запой!» (то ли призыв к демонстрации вокальных данных, то ли характеристика физического состояния посетителей). А как вам такое милое соседство двух вывесок: «Лиза» и «Можно в кредит» (это реклама двух разных учреждений)? Или вот такой образчик творчества рекламщиков одного из крупных сетевых магазинов: «Удар по яйцам! – всего за 21рубль 90 копеек» (объявление о снижении цен на сей диетический продукт перед Пасхой). Апофеозом же стали висевшие в свое время по всему городу баннеры, гласящие: «Сосу за копейки!» Не подумайте превратно – то был полет фантазии рекламных деятелей крупного магазина бытовой техники, предлагавших потребителям приобрести пылесос «ну за очень смешную цену». К чести Федеральной антимонопольной службы, не оценившей юмор рекламодателей, провисели эти баннеры недолго.
Кстати, сотрудники антимонопольной службы чаще всего фиксируют нарушения в рекламе, касающейся различных финансовых услуг. Как правило, недобросовестные рекламодатели и распространители рекламы используют такой мелкий шрифт, что без помощи лупы его и прочитать-то не всегда возможно. А, например, в  рекламе алкогольной продукции рекламщики «забывают» об обязательном предупреждении, которое должно информировать потребителя о вреде данных товаров здоровью.
 
 И, конечно, нередки в Липецке случаи появления неэтичной рекламы. Вот что по этому поводу сказал Роман Маргиев, начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России: «Данная реклама анализируется, когда появляется хоть самое малое сомнение в ее этичности. Соответственно, привлекаются специалисты ведущих вузов Липецкой области для того, чтобы они дали оценку вызвавшей сомнение рекламе. А уже по результатам этих оценок и наша служба признает рекламу надлежащей либо ненадлежащей. Конечно, лучше, если и сами потребители, посчитавшие, что в рекламе присутствуют оскорбительные образы или бранные слова, обращались бы в наше управление с заявлениями, чтобы Липецкий УФАС России дал компетентную оценку подобной рекламе».
 Кстати, только за последние пять месяцев текущего года за нарушение закона о рекламе к ответственности были привлечены полсотни индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. А общая сумма наложенных на нарушителей штрафов составила порядка 1,5 миллиона рублей. По словам специалистов, причин нарушений много: это и желание выделиться, и шокировать потребителя. Но чаще всего – это незнание законов. Однако, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. А проблема этичности рекламы, по мнению общественников, должна волновать не только сотрудников антимонопольной службы и узких специалистов: филологов, лингвистов и психологов, но и всех неравнодушных граждан, которым небезразлична судьба России, ее будущего поколения.

Галина Колесниченко
"Липецкие известия" июнь 2012
 
Общественная Палата Липецкой области © 2010
Создание сайта Lucky Site